суббота, 6 августа 2011 г.

«В КГБ понимали, что выход Карабаха из состава Азербайджана означает конец СССР»


Генерал-майор ФСБ РФ: «Проблему Карабаха не удалось решить из-за Горбачева»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим руководителем управления Министерства безопасности РФ, генерал-майором Федеральной службы безопасности в отставке Евгением Войко, в 1988-1990 годы возглавлявшим отдел Комитета государственной безопасности Азербайджанской ССР по Нагорному Карабаху.

- Евгений Михайлович, Вам пришлось работать в НКАО в очень тяжелый период. Расскажите, пожалуйста, как в то время решался карабахский вопрос? 

- Я был начальником отдела КГБ Азербайджана по НКАО с 18 марта 1988 года по 29 августа 1990 года. В то время было два комитета, которые пытались решить карабахскую проблему – это Комитет особого управления (КОУ), возглавляемый Аркадием Вольским, и Республиканский комитет по Нагорному Карабаху, возглавляемый Виктором Поляничко. Эти два комитета решали диаметрально противоположные задачи. Если КОУ решал вопрос переподчинения НКАО Армении, то возглавляемый Виктором Поляничко Оргкомитет стремился сохранить Нагорный Карабах в составе Азербайджана. 

- А какой позиции придерживался КГБ СССР? 


- КГБ СССР придерживался однозначной позиции: Нагорный Карабах должен оставаться в составе Азербайджана. Правда, c необходимой оговоркой, что должны быть пересмотрены полномочия НКАО, может быть, они должны были расшириться, должны были быть укреплены культурные связи области с Армянской ССР. Но все это при обязательном условии: НКАО остается в составе Азербайджана. Мы, сотрудники КГБ, понимали, что если Нагорный Карабах выходит из состава Азербайджана, то это означает конец Советского Союза и начало войн на Южном Кавказе. Вот примерно такой расклад был в то время, когда мне пришлось работать в НКАО. Я бы обязательно хотел отметить роль Виктора Петровича Поляничко, который делал все для того, чтобы Нагорный Карабах остался в составе Азербайджана. 

- Однако в руководстве СССР не было однозначной позиции…

- Проблему Нагорного Карабаха не удалось решить во многом из-за позиции тогдашнего руководителя страны Михаила Горбачева и его ближайшего окружения. 

- Обо всем происходящем в НКАО Вам, как руководителю областного КГБ, приходилось докладывать в Центр. Какие ответы шли из Кремля? Какие установки Вам давались для разрешения возникшей ситуации? 

- Установки, как и позиция Центра, были двойственными. Я уже говорил о позиции КГБ СССР. А вот позиция ЦК КПСС, чьи задачи определял Горбачев, была двойственная. Из-за этого у меня довольно часто случались конфликты с тогдашним руководством области. Позиция Горбачева и его окружения привела к трагедии в НКАО. 

- В структуру КГБ СССР входило спецуправление, занимавшееся изучением и предотвращением межнациональных конфликтов на территории страны. Неужели и там не знали о надвигавшейся трагедии? 

- КГБ СССР полностью владел ситуацией, Политбюро и ЦК КПСС своевременно информировались. Я лично информировал и КГБ Азербайджанской ССР, и Центральный аппарат комитета. Но, к великому сожалению, здесь сыграло большое доверие азербайджанского руководства союзному Центру. А Горбачев не умел принимать решение в сложной ситуации. Вспомните, как происходил ввод войск в Баку в ночь с 19-го на 20-е января 1990 года, и к чему все это привело. 

- Наверняка КГБ были известны личности главных зачинщиков сепаратистского движения в НКАО. Почему же они не были арестованы? 

- Конечно, они нам были хорошо известны. Вы же помните, что было арестовано все руководство движения «Карабах» во главе с Игорем Мурадяном. Однако уже через несколько дней все они были выпущены на свободу. Это говорит о двойственной позиции, на которую я указывал ранее. КГБ хотел решить эту проблему кардинальным образом, но позиция ЦК КПСС не позволяла делать этого. После 1937-го года было опасение, как бы органы КГБ не встали на путь беззакония. 

- Насколько мне известно, в те годы в НКАО Вы были с семьей. В отношении Вас не совершались провокации? Вам не угрожали? 

- Это все было. Были и оскорбления, и угрозы. Но тогда эти угрозы не имели для меня никакого значения, поскольку я знал, что была мощная держава, за нашими сотрудниками стояла такая авторитетная организация, как КГБ СССР, которую за профессионализм уважали во всем мире. Мы знали, что если с нами что-то случится, то это не останется безнаказанным. 

- У Вас не возникало мысли бросить все и уехать в Москву, а азербайджанцы и армяне пусть убивают друг друга? 

- Нет, ни в коем случае. Те два с половиной года, которые я провел в НКАО, конечно, были очень тяжелыми. Это было тяжким испытанием для всех нас. Мы, офицеры, понимали, что решаем очень важный вопрос, и если мы уйдем оттуда, то все это обернется великой трагедией. За два года моего пребывания в НКАО в области погибли 18 человек. Когда мы ушли, счет убитых пошел на сотни. 

Мы работали до тех пор, пока не поступила команда из Москвы. Я отбыл на руководящую должность в КГБ СССР, однако продолжал поддерживать связь с азербайджанскими коллегами, не только с работниками КГБ Азербайджана, но и с простыми людьми, с которыми сейчас поддерживаю дружеские отношения. Я также очень тепло общаюсь с армянами. Люди понимают, что произошла великая трагедия, что их просто использовали для решения политических вопросов. 

- В последующем вам приходилось посещать Азербайджан? 

- Я был приглашен Гейдаром Алиевичем Алиевым на I съезд азербайджанцев мира, который состоялся в Баку в ноябре 2001 года, где я высказал две мысли. Первая мысль - проблема Нагорного Карабаха должна быть решена с участием России. Учитывая мудрость Гейдара Алиевича и желание тогдашнего президента России Владимира Владимировича Путина урегулировать конфликт, я полагал, что эта проблема может быть решена. 

Вторая мысль, высказанная мной в Баку, заключалась в том, что проблема Нагорного Карабаха должна решаться исключительно мирным путем. 

К сожалению, с тех пор прошло уже 9 лет, однако проблема Нагорного Карабаха так и не нашла своего решения. Ситуация не меняется. 7 районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха по-прежнему оккупированы, один миллион беженцев и вынужденных переселенцев не могут вернуться в свои дома. 

Я посещал Аллею шехидов в Баку. Я видел памятники погибшим молодым ребятам. Точно так же и в Карабахе. Там тоже погибли люди. Это очень тяжело видеть. Ситуация обязательно должна быть разрешена. Но пока каких-либо серьезных подвижек в урегулировании карабахского конфликта я не вижу. 

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий