суббота, 6 августа 2011 г.

«Все арестованные, включая Манучарова, сидели в шушинской тюрьме»


Владимир Богомолов: «Союзные партийные органы настойчиво порекомендовали мне не появляться на территории НКАО» 
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим старшим следователем по особо важным делам, заместителем Генерального прокурора Азербайджанской ССР, ныне являющимся одним из самых авторитетных российских адвокатов Владимиром Богомоловым

- Владимир Тихонович, как Вы попали в прокуратуру Азербайджанской ССР? 

- Вообще-то, я родился в Азербайджане. Очень долгое время работал в прокуратуре Азербайджана – от прокуратуры района 26 бакинских комиссаров (ныне Сабаильский район – прим. ред.) до республиканской, где дослужился до заместителя прокурора республики. В большей степени я занимался экономическими преступлениями, как тогда было принято говорить, хозяйственными делами, теневой экономикой. 

В качестве прокурора курировал силовые структуры, в том числе, следственную часть. 


- Одним из самых громких Ваших дел было расследование крупных хищений в Нагорно-Карабахской автономной области, в частности, вы занимались делом главы строительного комбината, а по совместительству руководителя «КРУНК» Аркадия Манучарова…

- На первом этапе карабахского конфликта мне пришлось участвовать в тех событиях. В рамках развития тех событий, действительно, появился такой эпизод, когда в сферу расследования попали действия группы лиц, в том числе, и руководства степанакертского строительного комбината в НКАО. В связи с расследованием хищений в отношении следователей, в том числе и меня, предпринимались различные провокации. Под окраской националистического толка кое-кто пытался скрыть свои преступления, укрыться от ответственности. 

Против нас организовывались массовые акции протеста, в том числе, нападения на здание прокуратуры Азербайджанской ССР по НКАО. В то время там уже работали следователи Генеральной прокуратуры СССР. Однако острие недовольства было направлено именно против нашей группы, которая занималась расследованием чисто хозяйственных дел. Нами было установлено, что руководство комбината строительных материалов проворачивало махинации с крупными суммами денег. 

Когда перед руководством комбината замаячила перспектива привлечения к уголовной ответственности, стали организовываться против нас различные провокации. К счастью, они пресекались военнослужащими Внутренних войск. 

Было возбуждено уголовное дело в рамках Генеральной прокуратуры СССР. Огромную помощь нам оказывал тогдашний начальник Главного следственного управления Генпрокуратуры СССР Виктор Иванович Илюхин. Нам удалось полностью доказать причастность Манучарова к ряду преступлений. По этому делу были арестованы еще 14 человек и все они, включая Манучарова, сидели в шушинской тюрьме. 

- В своем расследовании Вы подобрались к верхушке сепаратистов, замешанной в крупномасштабных хищениях. Чинились ли Вам препятствия в расследовании преступлений? 

- Судите сами: союзные партийные органы настойчиво порекомендовали мне не появляться на территории области. «Рекомендации» шли от тех членов ЦК КПСС, которые были не заинтересованы в продолжении расследования. Тогда Генеральной прокуратуре СССР пришлось как-то ограничить мое присутствие в области. Дело забрали у республиканской прокуратуры и передали в Генеральную. Расследование было поручено следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР Константину Карловичу Майданюку, который, надо сказать, был весьма честным и принципиальным человеком. Проведенное им расследование также выявило хищения в особо крупном размере, Манучарову и его сообщникам вновь были предъявлены обвинения в присвоении государственного имущества. 

- Насколько известно, в ходе расследования у Вас даже пытались похитить документы по уголовному делу, возбужденному против Аркадия Манучарова…

- Да, правоохранительные органы получили информацию о том, что в такой-то день на один из объектов Манучарова будет завезено большое количество неучтенного мрамора. Я в сопровождении нескольких следователей выехал на объект и произвел задержание с поличным. Начальник этого объекта сначала дал признательные показания, даже раскаялся. И вдруг к объекту нагрянула большая толпа, которая с пафосными криками напала на то место, где я находился. Главной их целью были документы о хищениях. Они пытались поджечь здание, отключили телефонную связь. К счастью, нам удалось прорваться сквозь окружение и укрыться в воинской части. 

Спустя некоторое время, при попустительстве функционеров ЦК КПСС, с целью учинить личную расправу надо мной и ликвидировать материалы следствия, было совершено нападение многотысячной толпы на здание областной прокуратуры. И вдруг с Политбюро ЦК КПСС поступила команда: отдать толпе собранные нами материалы уголовного дела. Не знаю, может быть, в руководстве страны озаботились безопасностью наших жизней, и чтобы предотвратить наше убийство со стороны разъяренной толпы, нам приказали отдать атакующим все документы. К счастью, эти документы не хранились на территории области, а потому нам не пришлось ничего отдавать толпе. Впоследствии эти документы позволили следственной группе под руководством Константина Майданюка довести следствие до конца. 

- Владимир Тихонович, на какую сумму оценивались хищения в НКАО со стороны Манучарова и прикрывающих его первых лиц области? 

- Это сотни тысяч советских рублей, когда один американский доллар стоил всего 60 копеек. Это была астрономическая по тем временам сумма. Эти деньги использовались для подпитки сепаратизма в области.

- Иными словами, нагнетание межнационального конфликта было выгодно именно карабахским «теневикам» и прикрывающему их областному руководству, чтобы под шумок избежать наказания за хищения в особо крупном размере? 

- Это была одна из версий, которая должна была разрабатываться. К тому моменту уровень хищений и коррупции в НКАО был настолько высок, что произошло сращивание теневого бизнеса с областной властью. И тот политический режим, та общественная обстановка становились для них тесны. В конце концов, сжимавшаяся долгое время пружина разжалась…

Бахрам Батыев
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий