Замкомандира 23-й дивизии: «При проведении операции «Кольцо» в Карабахе наши солдаты помогали армянскому населению тех сел грузить вещи и имущество»
Vesti.Az продолжает публикацию серии интервью с бывшими партийными, государственными, военными деятелями Советского Союза, которые в той или иной мере имели отношение к событиям в новейшей истории Азербайджана с 1988 по 1994 годы, а также с военнослужащими Советской армии, проходившими в те годы службу на территории Азербайджана.
Сегодня наш собеседник – заместитель командира дислоцировавшейся на территории Азербайджана 23-й гвардейской мотострелковой дивизии полковник Александр Кутиков.
- Александр Владимирович, сколько лет Вы прослужили в Азербайджане?
- В Азербайджане я пробыл 6 лет – с 1985-го по декабрь 1991-го. Командовал полком в Лянкяране, был замкомандира дивизии в Нахчыване. Затем был назначен заместителем командира 23-й мотострелковой дивизии, штаб которой размещался в Кировабаде (ныне – Гянджа – ред.).
- Вы находились в Азербайджане, когда армянские сепаратисты инициировали события в Нагорном Карабахе. Как на них реагировали советские военные?
- Мы пытались предотвратить межнациональные столкновения между азербайджанцами и армянами. Нам было очень больно за страну, за те события, которые в ней разворачивались. Нас же сначала вообще не привлекали к попыткам предотвратить этот конфликт, на первом этапе пытались обойтись силами Внутренних войск и милиции. Только потом уже обратились за помощью к армии.
Основная работа по разрешению межнационального конфликта в Карабахе со стороны 4-й армии легла на плечи 23-й дивизии. Эта работа была сложной и опасной, наши военные часто подвергались нападениям боевиков.
Вам наверняка ведь известно, что один наш полк стоял в Степанакерте (Ханкенди - ред.). По ночам территория военного городка обстреливалась боевиками, против него устраивались провокации. Я сам там бывал неоднократно, видел все своими глазами.
Очень напряженная ситуация была и в Газахском районе, граничащем с Арменией. Мы старались помогать беженцам-армянам уезжать в Армению, а также принимали беженцев-азербайджанцев, изгоняемых из Армении.
- Кстати, о беженцах. Армяне упорно утверждают, что якобы в Гяндже «кровожадные азербайджанцы» убили десятки беззащитных армян. Вы сами видели подобное?
- Да не было ничего такого! По крайней мере, я такого не видел и не слышал об этом. В Кировабаде вообще было спокойно, местные жители с уважением относились к советским военнослужащим. Мы и расстались с азербайджанцами по-дружески.
- Вам было известно том, что 366-й мотострелковый полк 23-й дивизии принимал участие в военных действиях на стороне армянских сепаратистов?
- Нет, мне об этом ничего неизвестно. Может быть, были отдельные случаи, когда офицеров и военнослужащих полка пытались завербовать для участия в военных действиях против азербайджанцев, но я не думаю, что эти попытки увенчались успехом.
В Карабахе было много провокаторов, которые подстрекали людей на межнациональные столкновения. Помню, в январе 1991 года неподалеку от Лачина под обстрел боевиков попали азербайджанская журналистка Салатын Аскерова, командир отдельного разведывательного батальона подполковник Ларионов, начальник штаба военной комендатуры Лачинского района майор Иванов и сержант Гойек. Вскоре после этого в Кировабаде появились две новые улицы – имени сержанта Гойека и подполковника Ларионова.
В апреле 1991 года боевики напали на азербайджанское село Юхары-Джибикли Губатлинского района. Тогда им на помощь поспешили военнослужащие внутренних войск под командованием лейтенанта Олега Бабака. В неравном бою Бабак погиб, но его отряд прикрыл отход мирных жителей. В последующем лейтенанту Бабаку было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- Армянская сторона на протяжении многих лет обвиняет азербайджанцев и советских военных в жестокости, якобы проявленной при проведении операции «Кольцо». 23-я дивизия принимала активное участие в разоружении незаконных вооруженных формирований армян. Действительно ли советские военные и азербайджанская милиция проявили жестокость при проведении той операции?
- Мы выполняли план по разоружению незаконных вооружённых формирований. Никаких убийств и грабежей при проведении операции «Кольцо» не было. Наши солдаты даже помогали армянскому населению тех сел грузить вещи и имущество. Никаких грабежей и убийств армянского населения там не было.
В декабре 1991 года я перевелся в Волгоград, поэтому не могу знать о том, что происходило после этого в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Но было очень больно, чисто по человечески, что все так получилось…
Бахрам Батыев
Комментариев нет:
Отправить комментарий