суббота, 6 августа 2011 г.

«Из-за НКАО меня часто критиковали в Азербайджане»


Секретарь ЦК КПСС: «От меня ждали объявления того, что Москва поддерживает требования карабахских армян»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим секретарем ЦК КПСС Георгием Разумовским. 

Справка: 

Георгий Петрович Разумовский (родился 19 января 1936 года в Краснодаре): в 1981—1983 годах - заведующий отделом Управления делами Совета Министров СССР, в 1985—1988 годах - заведующий Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС, с 6 марта 1986 года по 13 июля 1990 года - секретарь ЦК КПСС, заведующий Отделом партийного строительства и кадровой политики ЦК КПСС, в 1988—1990 годах председатель Комиссии ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики. С 1990 по 1992 год - генеральный консул СССР в Шанхае.

- 20 февраля 1988 года состоялась внеочередная сессия народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), созванная поздно вечером в субботу по требованию депутатов-армян, в ходе которой было составлено обращение в Верховные Советы Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Депутаты-азербайджанцы отказались участвовать в голосовании. Как Москва отреагировала на это незаконное обращение? 

- Уже 22 февраля в Степанакерт (ныне Ханкенди – прим. авт.) для изучения положения на местах и встреч с членами партийных организаций была направлена группа работников центральных партийных и советских органов, среди которых был и я. Был проведен пленум областной партийной организации, в ходе которого было принято решение сменить 1-го секретаря обкома Бориса Кеворкова. Вместо него был назначен Генрих Погосян (бывший директор коньячного завода – прим. авт.). Это решение принималось в «горячей» ситуации, может быть, оно было не самое лучшее. Но, тем не менее, эта перестановка дала время на размышления: как быть дальше? А в это время на улице, у здания обкома проходил многотысячный митинг. Я объявил, что в области сменено руководство. 

- Но ведь Борис Кеворков был лояльным к Баку руководителем области. Зачем нужно было менять его на националистически настроенного Погосяна? 

- Кеворков уже много лет, почти 15 лет, руководил НКАО. Его потенциал был исчерпан. Тем более на тот момент, когда ситуация уже выходила из-под контроля. К тому же, сам Кеворков не протестовал против смены руководства области.

На пленуме обкома я отметил, что односторонние действия, направленные на пересмотр существующего национально-территориального устройства НКАО, неконструктивны. 

- Вам удалось тогда, в феврале 1988 года, убедить партийное руководство НКАО отказаться от своих требований по передаче области из состава Азербайджанской ССР в Армянскую? 

- Нет, моих доводов могло не хватить для отмены этого решения. Конечно, я не мог разделять такого решения. Но мне удалось несколько снизить накал страстей. Там был такой запал. Я даже не мог разговаривать по ВЧ-связи с Москвой. Там такой шум стоял. 

- Насколько мне известно, Вы пытались выступить перед митингующими в Ханкенди. Но толпа не приняла вашу речь…

- В принципе, да.

- Может потому, что она не услышала от Вас, посланника Москвы, то, что она хотела услышать? 

- Да, люди хотели, чтобы я объявил о том, что Москва поддерживает требования карабахских армян и согласна на передачу НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Но я не мог так сказать, и правильно сделал. 

- В феврале 1988 года вся власть в стране по-прежнему находилась в руках ЦК КПСС, неужели нельзя было решительными действиями предотвратить конфликт? 

- Центр упустил инициативу. Надо было обе стороны усадить за стол переговоров и решать все вопросы. Импульсивные требования ведь звучали как с одной, так и с другой стороны. Но решать что-то административными методами уже было нельзя. Все делать нужно было значительно раньше, ведь симптомы надвигающейся катастрофы были заметны намного раньше февраля 1988 года. Срочные меры по нормализации ситуации нужно было принимать уже в 1985-1986 годах, а может и еще раньше 

Попытка административными мерами отсечь все и вся ничего не дала. Вы же в курсе того, что уже в 21 февраля 1988 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР было представлено как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской и Армянской ССР. Ну и что оно дало? Центр принял в какой-то мере категоричное решение, а потому эффекта оно никакого не оказало. В феврале 1988 года, а уж тем более после сумгайытских событий, только административных мер было уже мало. 

- Тем не менее, у Москвы была весьма размытая позиция…

- Да, одних направленцев Центр посылал в Ереван, других - в Баку. А по возвращении в Москву нас даже не собирали, чтобы провести обмен мнениями, сопоставить позиции. Направленцы в Баку и Ереван довольно часто вообще действовали несогласованно. Я это чувствовал. Какой-либо координации действий не ощущалось. Как в таких условиях можно было достигнуть консенсуса? Все были убеждены: вот примем решение и все, будет порядок. 

Сейчас вот говорят, что, мол, из Москвы не прозвучал окрик, что товарищ Разумовский занимал какую-то размытую позицию. Меня в Азербайджане вообще часто критиковали. Ну, во-первых, я вообще был не уполномочен делать какие-либо заявления. Я должен был выяснить на месте обстановку, глубину конфликта и тактическим мерами повлиять на улаживание ситуации. 

- Многие очевидцы тех событий утверждают, что еще в 1987 году в ЦК КПСС наведывались «ходоки», которые просили положительно рассмотреть «требования трудящихся НКАО» о передачи области из состава Азербайджана в состав Армении. И, якобы, получили положительный ответ. Насколько эти утверждения соответствуют действительности? 

- Я знаком с этими слухами. Но никакого подтверждения им не имею. У меня нет подтверждений того, что кто-то на самом верху принял такое решение. Но где-то и у кого-то просители все же появлялись. Кто-то, возможно, так неосмотрительно и мог выразиться. 

- Как Вы считаете, если бы Гейдар Алиев остался первым секретарем Азербайджанской ССР, конфликт в НКАО мог бы произойти? 

- Я думаю, что конфликта в НКАО не произошло бы. Я познакомился с Гейдаром Алиевичем, когда работал в Совете министров СССР, а он на тот момент был первым зампредом Совмина. Я видел его в работе, у меня сложилось о нем впечатление как о человеке опытном, профессиональном. 

- Спасибо Вам, Георгий Петрович, за интересную беседу. Желаем Вам здоровья и долгих лет жизни. 

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий