суббота, 6 августа 2011 г.

«Главы райкомов НКАО были категоричны: никаких уступок азербайджанцам»


Председатель комитета ВС СССР: «Я бы не сказал, что Баку намеренно ухудшал социально-экономическое положение в Нагорном Карабахе»
Справка: Владимир Константинович Фотеев, родился 25.06.1935 г. В 1984-1989 гг. первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, в 1989-1991гг. член Верховного Совета СССР, председатель Комитета Верховного Совета СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан. 

- Владимир Константинович, что входило в задачи Союзной контрольно-наблюдательной комиссии по Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР? 

- Комиссия была создана в конце 1989 года после расформирования Комитета особого управления под руководством Аркадия Вольского. На съезде народных депутатов СССР было предложено создать орган, который бы наблюдал и контролировал ситуацию в НКАО. Верховный совет СССР откликнулся на это предложение, так и была создана комиссия. В ее задачу входил контроль за осуществлением мероприятий по нормализации обстановки в НКАО и выполнение других управленческих функций.


- Сколько членов включала в себя комиссия? 

- К сожалению, персональный состав комиссии не был определен. Утверждение состава комиссии растянулось на месяцы, а потом и вовсе было приостановлено. Было лишь определено, что ее председатель в моем лице мог работать и с государственными ведомствами, чтобы локализовать конфликт в НКАО. Увы, добрый почин на этом и «завис». 

- Почему так произошло? 

- Да потому, что решительных мер по урегулированию конфликта руководство страны принимать не хотело. Да и сами республики – Армения и Азербайджан – никак не могли прийти к компромиссу. 

- На тот момент навести порядок в НКАО пытался второй секретарь ЦК КП Азербайджана, председатель Оргкомитета Виктор Поляничко. Не входили ли функции возглавляемой Вами комиссии в противоречие с функциями Оргкомитета? 

- Перед Поляничко стояла определенная задача – добиться сохранения НКАО в составе Азербайджана. К сожалению, его деятельность не принесла желаемого эффекта. 
Несмотря на это, я хочу сказать, что создание Союзной контрольно-наблюдательной комиссии по Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР было важным шагом для того, чтобы попытаться наладить контакты между руководством Азербайджана и Армении. Но это не увенчалось успехом, потому что не нашло поддержки ни у руководства СССР, ни у руководства конфликтовавших республик. 

- Тем не менее, Вы все же посещали охваченную сепаратизмом область. Какую картину Вам приходилось наблюдать там? 

- Что касается руководителей среднего и высшего звена обеих республик, то они, в большинстве своем, занимали непримиримую по отношению друг к другу позицию. Если же говорить о руководителях райкомов НКАО – армянах по национальности, то они также были настроены категорично: никаких уступок азербайджанцам. Рядовые же жители области – армяне и азербайджанцы – хотели лишь спокойной жизни. Между ними не было каких-либо принципиальных разногласий. Но руководство страны ничего не предпринимало для того, чтобы предотвратить конфликт. Вы понимаете, обстановка такая была в Союзе. И в этой обстановке определенные звенья власти в республиках поняли, что можно не без выгоды для себя подрядиться, чтобы получить территории, население и так далее. 

- Карабахские сепаратисты прикрывались главным лозунгом, мол, Баку «запустил» область, в результате там сильно ухудшилось социально-экономическое положение. Вы известны как крепкий хозяйственник, как говорили в советские времена, действительно ли в области было такое уж катастрофическое положение? 


- Я бы так не сказал. Положение в области действительно было трудное, но это не значит, что оно отличалось от положения в близлежащих областях Азербайджана или Армении. То есть, я бы не сказал, что Баку намеренно ухудшал социально-экономическое положение в НКАО. Трудности тогда были везде в Союзе, и положение в НКАО не отличалось от всеобщей картины. Я не думаю, что сейчас в Нагорном Карабахе социально-экономическая ситуация стала лучше, чем тогда. 

- Если мне не изменяет память, постановлением Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года, все войсковые соединения в области, а также органы власти НКАО были подчинены Союзной контрольно-наблюдательной комиссии…

- Я бы не сказал, что все было подчинено возглавляемой мной комиссии. Это была контрольно-наблюдательная комиссия. Вот если бы это было наподобие комитета Вольского, то, да, все хозяйственные структуры и воинские подразделения были бы действительно подчинены нам. Мы же были призваны проконтролировать, что предпринимает руководство Азербайджана и Армении в попытке выйти из этого конфликта. 


- И последний вопрос. К моменту начала конфликта в НКАО КГБ СССР обладал огромной властью, ему было известно все, даже о чем шептались на кухнях домохозяйки. Как же так получилось, что КГБ «проспал» угрожавший государственной безопасности страны межнациональный конфликт, ведь к нему готовились несколько лет? 

- Я согласен с тем, что конфликт не произошел спонтанно. Люди жили вместе столько лет и вдруг – раз, и все, начался конфликт. Так не бывает. Просто тогдашнее руководство СССР не хотело видеть надвигающихся сложностей и своевременно предпринимать все меры для недопущения конфликта. Руководство думало, что все это само по себе рассосется. Манера Михаила Горбачева уходить от решения острых вопросов, как раз и проявилась особенно четко в этом конфликте. В результате мы все получили то, что получили. 

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий