суббота, 6 августа 2011 г.

«Два азербайджанца в бинокль рассматривали сгоревшее село Малыбейли»


Связист Советской армии в Шуше: «Я уже тогда понимал, что город, к сожалению, им не удержать» 
Сегодня наш собеседник – военнослужащий дислоцировавшегося в те годы на территории Азербайджана полка N 21990 Сергей Владимирович Шатько, проживающий ныне в Российской Федерации.

- Сергей, когда Вы оказались на службе в Азербайджане? 

- В свой полк, дислоцированный в Баку, я прибыл в ноябре 1990 года. Полк был дислоцирован в Баку и место дислокации в дальнейшем не менял, за исключением выездов на полевые учения.

Скажу честно: ситуация после январских событий в Баку была очень сложная. В городе действовали режим чрезвычайного положения и комендантский час. Увольнения в город для солдат срочной службы были отменены. По рассказам сослуживцев, в период январских событий наш полк прикрывал десантно-штурмовой батальон, который расположился на территории нашего полка. Гораздо хуже нам пришлось после развала Союза, когда у нас возникли проблемы со снабжением, продовольствием и прочее.


- Приходилось ли Вам быть свидетелем столкновений между азербайджанцами и армянами? 

- Непосредственно в боестолкновениях я не участвовал, поскольку характер моих служебных обязанностей этого не предполагал.

- Насколько мне известно, Вам приходилось бывать и в Шуше. Что входило в круг Ваших обязанностей? 

- На тот момент мой полк был подчинен Федеральному агенству правительственной связи и информации при Президенте РФ. В нашу задачу входило обеспечение связи органов государственной власти Азербайджана - МО, МВД, КГБ - с государственными структурами в Шуше, а также находившимися в этом районе подразделениями министерств обороны и внутренних дел, с КГБ Азербайджана. Шуша в то время регулярно обстреливалась со стороны села Шушакенд. 

Мы меняли ребят, несущих службу на мобильном узле правительственной связи в г. Шуша. В конце января 1992 года нас, 11 человек – 9 рядовых и двух офицеров – направили в Шушу. Мы выехали из Баку в Агдам, а оттуда уже по "верхней" дороге через Лачин в Шушу. В город добрались не без приключений. Наш ЗИЛ попал в небольшое ДТП после Лачина. Мы высыпали из машины. В это время на мост въехал ПАЗик с азербайджанцами, они выбежали из автобуса и стали что-то кричать. Вдруг откуда-то из глубины ущелья на нас стал «заходить» армянский вертолет. Азербайджанцы на мосту, стали кричать, чтобы мы стреляли в вертолет. Но начальник смены выстрелил в воздух из своего АКСУ и приказал не стрелять. Вертолет летел низко, я стоял на шоссе и держал автомат наизготовку. Я видел лица пилотов, ждал, что вот откроется боковая дверца, и нас расстреляют из пулемета, но армянам этого, видимо, было не нужно. Вертолет полетел своим курсом.

- Как проходила служба в Шуше? Подвергался ли город обстрелу?

- Наш узел связи располагается на окраине города. С этого места хорошо видны и город Степанакерт (Ханкенди – прим. авт.) и село Шушакенд. 2 февраля, примерно в 21.00 я услышал близкую стрельбу. Я увидел, что метрах в 30 от узла, ниже ярусом, занял позицию БТР и обстреливает из башенного крупнокалиберного пулемета Шушакенд. Я сначала подумал, что это пустая затея, но стоял и смотрел в сторону Шушакенда. Через несколько минут я увидел, что в селе загорелся дом, затем еще один, затем еще, еще.... Через несколько минут в селе горело уже около 10 домов. БТР отстрелялся и уехал. Минут через 10 из Шушакенда ответили армяне, но не из пулеметов, а из пушек. Я еще сидел и думал, засекли ли армяне позицию, с которой стрелял БТР? «Накроют» ли они наш узел или нет. Но, слава Богу, все обошлось. 

Бывали дни, когда обстрел города велся весьма интенсивно, а бывали и дни, когда наступало затишье. 

В один из поздних вечеров я вышел из узла связи, чтобы покурить, и на склоне ущелья, между Шушакендом и Степанакертом, заметил несколько горящих точек. Утром стало известно, что, накануне армяне сожгли азербайджанское село Малыбейли. Как раз накануне я и видел, как это село горело. Начальник смены сказал, что среди жителей села есть жертвы. По официальной информации, нападение на село Малыбейли произошло в ночь с 10 на 11 февраля 1992 года. Около 50 жителей попали в плен. Ночью прошел снег и, на склоне ущелья, в том месте, где стояло село, были отчетливо видны черные прямоугольники. Это все, что осталось от домов. Днем в расположение узла пришли два пожилых азербайджанца, которые в бинокль рассматривали сгоревшее село. 

Случались и курьезы. У нас на узле был старенький телевизор. В один из дней случайно услышал в выпуске новостей ЦТ, что Шуша сегодня подверглась обстрелу. А в тот день как раз ее не обстреливали. Вот еще одно подтверждение тому, что никто доподлинно не знал, что здесь происходит, в том числе и те, кто нас туда послал.

- Как была организована оборона Шуши? Какие подразделения защищали тогда город? 

- Обороняли Шушу ополченцы, подразделения ОМОНа и Министерства обороны. Хотя, армейских я лично не видел, а вот с ополченцами и ОМОНовцами общаться приходилось.

В середине февраля наша смена в Шуше подошла к концу. В Москву даже ушли представления на награждение. Но никаких наград мы так и не получили. В мае армяне взяли Шушу. Я в это время был уже дома, и новость эта не стала для меня неожиданной.

- Можете объяснить, почему? Почему, на Ваш взгляд, город не удалось защитить? 

- Город защитить не удалось потому, что азербайджанские подразделения были плохо подготовлены и разрознены. Отсутствовала элементарная дисциплина. Пример простой: рядом с нашим узлом в один из дней присоседилась азербайджанская радиостанция. Для того чтобы она смогла работать, надо было ее «развернуть». Грубо говоря, поставить антенну, вбить колышки с растяжками и прочее. Командир приказал экипажу развернуть станцию, а те его элементарно послали подальше, сказав, мол, тебе надо - ты и работай. В результате станцию не развернули, связи не дали. 

Подготовка бойцов была чрезвычайно низкой, многие вообще не умели пользоваться автоматами. Многие из ополченцев не были морально готовы вести затяжные кровопролитные бои, не имели информации о реальной обстановке. И относились к происходящему недостаточно серьезно. Я уже тогда понимал, что город, к сожалению, им не удержать. И это, увы, оказалось горькой правдой.

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий