суббота, 6 августа 2011 г.

«Выступление Яковлева в Ереване стало предметом разбирательства в Политбюро ЦК КПСС»


Экс-глава Гостелерадио СССР: «С Гейдаром Алиевым несправедливо поступили в конце 80-х годов»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с профессором Высшей школы экономики, 1-м заместителем главного редактора «Строительной газеты», экс-главой Гостелерадио СССР Леонидом Кравченко. 

Справка: Леони́д Петро́вич Кра́вченко, родился 10 мая 1938 года в Брянской области, советский партийный и государственный деятель, медиа-менеджер. С 1980 по 1985 годы — главный редактор газеты «Труд». С 1985 по 1988 годы — первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. С 1988 года - генеральный директор Телеграфного агентства СССР (ТАСС). С 1990 года — председатель ВГТРК «Останкино». В 1991 году возглавил Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. 


- Леонид Петрович, Вы были вхожи в высшие эшелоны власти Советского Союза. Как в Политбюро реагировали на события в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана? 

- В то время я руководил советским телевидением и ТАСС. Когда в НКАО разразился конфликт, на центральном ТВ встал вопрос: занять позицию, которая бы не провоцировала ни одну из противоборствующих сторон, и объективно освещать возникшую ситуацию. 

По решению Политбюро ЦК КПСС в Азербайджан и Армению поехали представители высшего руководства СССР: в Баку – Егор Лигачев, а в Ереван – Александр Яковлев. К большому сожалению, Яковлев взял на себя в Ереване смелость весьма вольно интерпретировать ситуацию вокруг Карабаха (как известно, А. Яковлев сообщил тогда в Ереване о том, что в Политбюро якобы готовится специальное распоряжение о передаче НКАО в состав Армении – прим. авт.). А Егор Лигачёв в Баку решительно заявил, что никто и никогда не позволит отобрать Нагорный Карабах у Азербайджана. 

С моей точки зрения, Яковлев сделал ошибку: вместо того, чтобы зачитать постановление Политбюро, он, по существу, в своих комментариях больше симпатий проявил по отношению к Армении. Позднее этот поступок Яковлева стал предметом разбирательства в Политбюро ЦК КПСС. Лигачев в жесткой форме раскритиковал Яковлева за то, что тот позволил себе лишнего в Ереване и занял проармянскую позицию. 

Руководство страны предпринимало шаги, которые были направлены на недопущение разрастания конфликта. Но недовольство азербайджанцами и армянами союзным Центром все равно было. 

- Как на центральном ТВ освещался конфликт в НКАО? 

- В условиях разгоравшегося конфликта было принято решение снять документальный фильм о событиях в НКАО, который бы позволил по возможности объективно представить ситуацию. Съемки были поручены двум талантливым журналистам – Генриху Боровику и Виктору Бекетову. Они проводили съемки в Азербайджане, в том числе и в НКАО, и в Армении. Фильм содержал беседы, опросы и оценки прежде всего самих жителей республик и минимум авторских комментариев. Задача перед ними стояла нелегкая: нужно было построить фильм так, чтобы даже по количеству секунд выступления азербайджанцев и армян были равными. Дабы ни у кого не возникло даже формального повода для того, чтобы обвинить центральное телевидение в субъективизме. 

- Но обвинения все же последовали? 

- Конечно, да. Это был часовой фильм. Примерно неделю-полторы после его показа было все спокойно с точки зрения восприятия его телезрителями в Азербайджане и Армении. А потом вдруг возникли нарекания к создателям фильма сразу с обеих сторон. Это был для нас интересный урок, потому что, как бы мы ни старались обеспечить равное представительство в фильме армян и азербайджанцев, все равно в условиях острого конфликта кому-то покажется, что имеют место быть симпатии или антипатии к одной из противоборствующих сторон. 

Тем не менее, это не было острой реакцией. Просто были звонки и обращения, что, мол, в фильме вы не рассказали об этом или о том. Но для того, чтобы разобраться в истоках и причинах Карабахского конфликта, одного часового фильма было явно недостаточно. 

- В то нелегкое для Азербайджана время Вам приходилось посещать Баку или Ереван? 

- В Баку я бывал чаще. Более того, на съезд Коммунистической партии СССР я был избран делегатом именно от Азербайджанской ССР. Я лучше знал ситуацию, прочитал много литературы о Нагорном Карабахе. Я не скрывал, что в этом конфликте мои симпатии были на стороне азербайджанцев. Но при этом я старался публично не выдавать своих симпатий, тем более на ТВ. 

Я знал о том, что с территории Армении были вынуждены бежать азербайджанцы, которые жили преимущественно в сельской местности. На этих азербайджанцах, по существу, держалось все сельское хозяйство Армении. 

- В одну из своих поездок в США, еще до конфликта в НКАО, чета Горбачевых имела встречу с представителями армянской диаспоры. Им были вручены очень дорогостоящие подарки - картина и золотой браслет. Советское ТВ показало в программе этот момент. 

- Я помню этот момент. Ну, что тут сказать? Вы помните, я говорил Вам о позиции Яковлева? Он был поводырем Горбачева. Яковлев занимался идеологией и симпатизировал армянам. Я думаю, что к этой истории Александр Яковлев приложил свою руку. 

- Оказывалось ли на Вас какое-либо давление со стороны ЦК или армян при освещении Карабахского конфликта? 

- Я бы заменил слово давление на просьбы. Хотя в данном случае это одно и то же, по существу. Просьбы были как со стороны армян, так и азербайджанцев. По-человечески, конечно, я сочувствовал азербайджанцам, так как прекрасно знал обо всех их бедах. Но в качестве руководителя советского Гостелерадио я помнил, что должен придерживать свои внутренние эмоции. 

- После распада СССР Вам приходилось посещать Азербайджан? 

- Конечно, и не раз, причем с семьей. Недавно у меня вышла книга «Лебединая песня ГКЧП», а четыре года назад – книга «Как я был телевизионным камикадзе», в которых подробно изложены все политические процессы, связанные с горбачевской перестройкой, проанализированы попытки реформирования экономики. 

К тому же, я дружил с Гейдаром Алиевичем Алиевым, с которым в Москве так несправедливо поступили в конце 80-х годов. Я в какой-то мере чувствовал себя ответственным за судьбу азербайджанского народа, ведь, как уже упоминал, я был делегатом от Азербайджана на съезде Компартии СССР. 

Бахрам Батыев 

Комментариев нет:

Отправить комментарий