суббота, 6 августа 2011 г.

«Погосян начал рассказывать о том, как каждый день говорит с Горбачевым»


Аяз Муталлибов: «Я прервал его со словами «Генрих Андреевич, что ж вы в потолок уставились?»
- 10 декабря 1991 года карабахские сепаратисты провели шоу, названное ими «референдумом». Вы помните, что предшествовало этой акции?

- Прежде всего, нараставшее напряжение, связанное с обстановкой в Нагорном Карабахе, под влиянием требований сепаратистов. Карабахские сепаратисты преднамеренно занимались вбрасыванием в общественное мнение требований, раздражающих азербайджанцев. Эскалация напряженности, связанная с желанием сепаратистов продемонстрировать свою самостийность, день ото дня обеспечивалась ими, вплоть до того дня, когда они приняли решение провести «референдум». 

- Была ли тогда у Баку возможность предотвратить этот незаконный шаг сепаратистов? 

- Нет, не была. Мы тогда были похожи на боксера, выведенного на ринг связанным по рукам против чемпиона. Изначально у нас не было ни своих Внутренних войск, ни армии, чтобы противостоять сепаратизму в Карабахе. 

Вспомните первые митинги в Ханкенди с требованием выхода из состава Азербайджана. Прилетели тогда в область из Москвы секретари ЦК КПСС Разумовский с Демичевым, а из Баку 1-й секретарь КП Азербайджана Кямран Багиров. Выступили они перед митингом под улюлюканье толпы и заранее подготовленное возмущение армян. Потом состоялось собрание партактива области, на котором зачем-то поменяли многолетнего главу Кеворкова на не скрывающего свои сепаратистские настроения Погосяна. И всё, все вернулись на свои места. 

Я хорошо помню установки союзного Центра: не поддаваться на провокации, не раздражать армян, никаких, даже самых безобидных публикаций в СМИ, раскрывающих историю создания НКАО. Все запрещалось. Как в таких условиях нам было можно противостоять сепаратизму в Карабахе? 

- Если в феврале 1988 года карабахские сепаратисты ставили вопрос об отделении от Азербайджана и присоединении к Армении, то уже в 1991 году они заявили о своей «независимости». Насколько мне известно, Вы неоднократно опровергали поднимавшиеся ими в 1988 году вопросы об «ухудшении» социально-экономического развития области в составе Азербайджана, которые являлись всего лишь ширмой, прикрытием истинной цели – отторжения от Азербайджана. Как Вы доказывали карабахским сепаратистам абсурдность их заявлений?

- Да какое там ухудшение социально-экономического развития! Все это пустые разговоры. Я помню обструкцию, которую мне устроили армяне. Вместе с тогдашним секретарем ЦК Азербайджана Тельманом Оруджевым и заведующим экономическим отделом ЦК Зиядом Самедзаде мы в марте 1988 года прибыли в область для подписания подготовленного нами же проекта постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о социально-экономическом развитии НКАО. Накануне поездки я выступил в газете «Бакинский рабочий» со статьей, в которой доказал, что социально-экономические показатели НКАО по некоторым параметрам превосходят аналогичные показатели Азербайджана, а то и в целом СССР. 

Значит, мы прибыли в область, началось заседание. Встал Погосян и, смотря мимо меня в потолок, говорит: «Говорят, что здесь находится Муталлибов. Он нас оскорбил своим выступлением в «Бакинском рабочем», мол, в области некоторые показатели даже лучше, чем в Союзе в целом, в то время как по удельным капитальным вложениям на душу населения мы отстаем от всех республик». А я ему в ответ: «Генрих Андреевич, что ж вы в потолок уставились? Я же тут сижу, прямо перед вами. О каких показателях вы говорите? Чтобы вы поняли, о чем говорите тут, приведу пример. Предположим, что мы построим в области атомную электростанцию. Тогда по удельным показателям область сразу же выбьется на первые места в СССР, зато у вас не будет ни жилья, ни детских садов, ничего, что характеризует нормальное развитие области». Погосян тут же замолчал. 

Когда началось обсуждение проекта постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о социально-экономическом развитии НКАО, Погосян заявил, что не будет ничего подписывать и вообще, мол, их не интересуют социально-экономические проблемы области. Он начал рассказывать о том, что чуть ли не каждый день говорит с Горбачевым и прочее. То есть, уже тогда была ясно видна абсурдность заявлений сепаратистов об «отсталости области». 

- Главное для сепаратистов было спровоцировать азербайджанцев на ответные действия и потом обвинить нас в «агрессии»… 

- Конечно, провокационность во всех требованиях была заранее продумана, и направленность у них была одна: спровоцировать азербайджанцев на столкновения, чтобы потом на каждом углу кричать, что мол, азербайджанцы не могут мирно сосуществовать с армянами.

Ну, провели сепаратисты «референдум» и что? Хоть одна страна признала Нагорный Карабах независимым государством? Мало ли что они там объявляют. Несмотря на то, что Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана была ликвидирована еще в ноябре 1991 года Верховным советом Азербайджана, тем не менее, карабахские сепаратисты преднамеренно пошли на эскалацию конфликта, проведя это шоу, под названием референдум. 

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий