суббота, 6 августа 2011 г.

«Я знала, что армяне вынесли смертный приговор моему мужу»

Вдова Виктора Поляничко: «Армяне угрожали нам даже в России»
Конфликт в Нагорном Карабахе – первый и самый кровавый межнациональный конфликт на территории бывшего СССР. В результате войны почти один миллион азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцам, а Армения оккупировала 20% территории Азербайджана. В разные годы решением этого конфликта в той или иной мере были заняты многие. Одним из них был второй секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана (1988-1991 г.г.) Виктор Петрович Поляничко. В 1990 —1991 годах он возглавлял также Оргкомитет по Нагорному Карабаху.

Следует отметить, что и тогда, и сейчас отношение к личности и роли В. Поляничко в Карабахском конфликте неоднозначное. В Азербайджане его обвиняли в излишней жесткости во внутренней политике, армяне – в проазербайджанской позиции в вопросе Нагорного Карабаха.

В. Поляничко погиб 1 августа 1993 года в результате террористического акта в Северной Осетии. В теле В.Поляничко судмедэкспертами было обнаружено 15 огнестрельных ран. Убийство до сих пор не раскрыто. Ряд экспертов, в частности, известный британский журналист Томас де Ваал в своей книге «Чёрный сад. Между миром и войной» предполагает, что «покушение было осуществлено армянскими боевиками, вынесшими ему смертный приговор за принципиальную позицию в разрешении Карабахского конфликта, выражавшуюся в сохранении территориальной целостности Азербайджана, в нерушимости его границ и недопущению армянского сепаратизма».



Надо отметить, что армянские боевые организации вынесли смертный приговор В. Поляничко еще в 1989 году, однако три покушения на него оказались неудачными. Привести приговор в исполнение армянам удалось лишь в 1993 году, когда В. Поляничко пытался примирить два враждующих народа – осетинский и ингушский.

Корреспонденту Vesti.Az удалось связаться с вдовой В. Поляничко Лидией Яковлевной, которая любезно согласилась рассказать нашим читателям о работе и жизни Виктора Петровича в Азербайджане.

- Лидия Яковлевна, как Виктор Петрович воспринял свое назначение в Азербайджан?

- Он был готов к работе в Азербайджане. В то время как раз начались события в Нагорном Карабахе. Если помните, с Армении начали изгонять лица азербайджанской национальности. Беженцы шли через горные перевалы, очень много людей погибло в результате обморожения. Когда Виктору Петровичу сообщили о том, что его направляют в Азербайджан, он отнесся к этому с пониманием. Тем более, что он прошел Афганистан. Сомнений в целесообразности работы в Азербайджане у него не было.

Сейчас я очень тепло вспоминаю прожитое в Азербайджане время. Азербайджанский народ – это очень сердечные и искренние люди, которые нас приняли как в родную семью. И это в то сложное время, которое было в республике в конце 80-х годов.

- Как Виктор Петрович относился к Карабахскому конфликту?

- Он всегда говорил людям, незнакомым с этой проблемой, не понимающим всей остроты ситуации, что Азербайджан в результате политики Армении потерял очень большую часть своей территории. Это произошло совершенно непонятно каким образом. Нагорный Карабах – это территория Азербайджана и никто не имеет права посягать на нее. Вот, например, живете вы в своей трехкомнатной квартире. В один прекрасный день к вам заявляется человек, который говорит, что, мол, я забираю у тебя одну комнату. Какие-либо доводы владельца квартиры в расчет не принимаются, и у него насильно забирают часть его жилплощади. Точно так же произошло и в Нагорном Карабахе. Виктор Петрович очень сильно переживал по поводу такой несправедливости.

Он часто встречался как с представителями армянской общины Нагорного Карабаха, так и азербайджанской, предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны. Некоторые армянские жители Нагорного Карабаха понимали, что они веками жили бок о бок с азербайджанским народом, было очень много смешанных браков. Как могло случиться так, что вспыхнул огонь ненависти? А все оттого, что большое количество азербайджанцев было изгнано с Армении. В этой республике часть территории была заселена азербайджанцами, которые были заняты, преимущественно, сельским хозяйством. Азербайджанцы вообще были очень трудолюбивыми. После изгнания азербайджанцев в Армении резко подскочили цены на сельскохозяйственную продукцию. Там просто некому было работать.

- Виктор Поляничко, кроме того, что был 2-м секретарем ЦК КПА, также возглавлял Оргкомитет по Нагорному Карабаху и часто ездил на место событий. Каким он оттуда возвращался? Делился ли он со своими домочадцами впечатлениями от увиденного?

- Вы знаете, он больше времени проводил в Нагорном Карабахе, пытаясь примирить два народа, чем дома. Виктор Петрович довольно болезненно относился к обвинениям азербайджанцев в свой адрес, что, мол, он действует очень жестко. Жесткость была совершенно не в его характере. Он всегда старался достучаться до сердец людей.

Я помню случай один. В горном селении в Нагорном Карабахе от рук армянских сепаратистов погиб азербайджанец. Сиротами остались его четверо детей. Так вот, Виктор Петрович тогда очень сильно переживал. Он пришел с работы и говорит мне: «Надо как-то помочь этой семье. У них такое горе». Мой супруг написал заявление в бухгалтерию с просьбой предоставить семье погибшего азербайджанца материальную помощь. Это говорит о том, что Виктор Петрович воспринимал боль азербайджанского народа как свою личную.

- Знали ли вы о том, что армянские сепаратисты вынесли Виктору Поляничко смертный приговор и даже трижды пытались привести его в исполнение?

- Да, я знала об этом. Но Виктор Петрович ничего не боялся. Он понимал, что защищает жизненные и национальные интересы Азербайджана. В Ханкенди в окно его кабинета даже был произведен выстрел из гранатомета. В результате Виктор Петрович получил контузию. Слава Богу, что он тогда остался жив. Это был человек долга.

- Бывали ли в Баку после возвращения в Россию?

- Нет, к сожалению, не бывала ни разу.

- Чувствовалась ли неприязнь к вам со стороны армян уже там, в России? Вам не поступали угрозы?

- Да, нам неоднократно угрожали по телефону. Угрозы были постоянно. Я даже не понимаю, какими жестокими должны быть люди, чтобы поступать вот так.

- Понимаю, что вам очень больно говорить об этом. Вспомните тот трагический день 1 августа 1993 года. Как вы узнали о гибели вашего мужа?

- Накануне гибели я разговаривала с ним. Говорят, что сердце чувствует беду, которая может произойти с близким человеком. Но я этого ничего не чувствовала. И вдруг мне звонят его товарищи, и выражают свои соболезнования. А я на тот момент еще ничего не знала. Говоривший на том конце провода внезапно замолчал… Я поняла, что случилось самое страшное, что только могло…

- Некоторые эксперты полагают, что 1 августа 1993 года армянам все же удалось привести смертный приговор Виктору Поляничко в исполнение. Как вы считаете, это сделали армяне?

- Да, это одна из версий. Но утверждать, что убийство совершили именно армяне, я не имею права.


- Спасибо вам, Лидия Яковлевна, за весьма интересную беседу. Позвольте пожелать вам всего самого наилучшего, здоровья и долгих лет жизни.

- И вам спасибо, что вспомнили о Викторе Петровиче. Хочу пожелать азербайджанскому народу всего самого наилучшего. Дай Бог, территориальная целостность Азербайджана, за которую так бился мой супруг, будет, наконец, восстановлена.

Бахрам Батыев

Комментариев нет:

Отправить комментарий