суббота, 6 августа 2011 г.

«Серьезное противостояние в Карабахе развернулось уже после моего отъезда»


Командир 366-го полка: «В Карабахе я не занимал чью-либо сторону» 
Эксклюзивное интервью с начальником Отдела специальной документальной связи правительства Ярославской области России Александром Колывановым, в звании полковника командовавшим печально знаменитым в Азербайджане 366-м мотострелковым полком, дислоцированного в те годы в Ханкенди. 


- Александр Алексеевич, как Вы оказались в Азербайджане? 

- В Азербайджан я попал в 1986 году после окончания Военной академии имени Фрунзе, по распределению попал в 295-ю мотострелковую дивизию, которая тогда дислоцировалась в Сальянских казармах. В дивизии я прослужил до 1988 года. Времена тогда были сложные, но я особо в политику не вдавался. Я выполнял свой воинский долг. А политикой занималось руководство государства.


- Когда вы возглавили 366-й мотострелковый полк? 

- Я командовал полком с 1988-го по апрель1990 года. Хочу особо отметить, что я не занимал чью-то сторону. Для меня как азербайджанский, так и армянский народы были одинаково близки. Это очень добрые люди. Именно поэтому в Степанакерте (Ханкенди – ред.) я пытался примирить два народа между собой. Были, конечно, отдельные вылазки экстремистов, которые нарушали обстановку. Серьезное противостояние между азербайджанцами и армянами развернулось уже после моего отъезда. В апреле 1990 года я был переведен в Лянкяран. 

- Интересовались ли Вы после перевода, что происходило в 366-м полку? 

- Естественно, мне было неприятно то, что там происходило.

- Почему 366-й полк под командованием Юрия Зарвигорова открыто встал на сторону армян? 

- Я не могу ответить на этот вопрос. Если бы я сам там был в то время, то смог бы ответить на этот вопрос. Но меня там не было. Скажу лишь, что, будучи командиром 366-го полка, я всегда делал все для того, чтобы не допустить кровопролития. Люди обеих национальностей десятилетиями жили там в мире и согласии, а какие-то отдельные группировки пытались их столкнуть друг с другом. Я неоднократно становился свидетелем того, как азербайджанцы в чрезвычайных ситуациях оказывали помощь армянам, и наоборот, армяне охотно откликались на просьбы азербайджанцев. 

- Вам приходилось общаться с Зарвигоровым? 

- При мне Зарвигоров уже исполнял обязанности командира полка. А потом его назначили командиром. Честно говоря, я с ним не общаюсь. Да и тогда особо не общался. У нас не было общих тем для разговоров. 

- Как Вы считаете, почему при Зарвигорове большую часть личного состава полка составили армяне? 

- Не знаю. Когда я командовал полком, там служили люди разных национальностей. Могу сказать лишь, что из состава «срочников» местных армян у меня тогда не было. Было лишь несколько офицеров и прапорщиков армянской национальностей, но они были не из местных. То есть, не было такого, чтобы в полку служили только люди, призванные из местных. Вы помните, что после развала СССР многие военнослужащие из новообразованных государств разъехались. Поэтому, я не знаю, что там было с полком после меня. 

- Вы знали о том, что 366-й полк принял участие в штурме азербайджанского города Ходжалы? 

- Нет, не знал. 

- Вы несколько лет служили в Азербайджане. Следите ли Вы сейчас, уже находясь в отставке, за процессом урегулирования Карабахского конфликта? 

- Конечно. Руководители Азербайджана и Армении очень терпеливо подходят к разрешению этого вопроса. Я думаю, что вражда между двумя народами когда-нибудь все же прекратится. Мне бы очень хотелось, чтобы все так и произошло. 

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий