суббота, 6 августа 2011 г.

«Михаил Горбачев обращался к интеллигенции Азербайджана и Армении…»


Член Политбюро ЦК КПСС: «…Ельцин, Кравчук и Шушкевич тогда сообразили на троих»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим членом Политбюро ЦК КПСС Вадимом Медведевым. 

Справка: Вадим Андреевич Медведев, родился в Ярославской области 29 марта 1929 года.
Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН. В 1968-1971 годах был секретарем Ленинградского горкома партии. С 1971 года — в Москве: заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, ректор Академии общественных наук, заведующий отделом науки и учебных заведений, отделом по связям с социалистическими странами ЦК КПСС. В 1986-1990 годах - секретарь ЦК КПСС, в 1988-1990 годах — член Политбюро, председатель Идеологической комиссии ЦК КПСС, в 1990-1991 годах — член Президентского Совета, советник Президента СССР. С января 1992 г. работает в Горбачев-Фонде.


- Вадим Андреевич, Вы являлись членом Политбюро ЦК КПСС, когда в Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджана поднял голову армянский сепаратизм. Как руководство СССР пыталось решить этот первый на территории Союза межнациональный конфликт? 

- Карабахский вопрос оказался очень тяжелым. Руководство СССР реагировало на конфликт, с моей точки зрения, адекватно. Оно исходило из того, что необходимо найти решение этого вопроса исходя из существующих реальностей. То есть, исходя из сохранения когда-то принятых решений по этому вопросу, не доводить дело до серьезного конфликта. 

Нам досталось от прежних времен, от 20-30-х годов, тяжелое наследство. Административно-территориальное устройство в СССР, к сожалению, оказалось не идеальным, не учитывающим все тонкости этого вопроса, принцип самоопределения народов не был доведен до логического конца. Так что, такая ситуация имела лишь один возможный выход: решать вопрос путем переговоров между двумя очень важными республиками Союза – Азербайджаном и Арменией, с учетом настроений и интересов населения Нагорного Карабаха. Речь не идет только об армянах, но и об азербайджанцах. Все это необходимо было делать с учетом того, что перекройка границ была крайне нежелательна.

- Вы были одним из самых приближенных к генсеку Горбачеву людей. Какое решение Карабахского конфликта предлагал сам Горбачев? 

- Михаил Горбачев был сторонником конституционного решения этого вопроса. Это можно было бы достичь путем прямых переговоров между руководителями двух республик, но, не ломая при этом существующих границ. 

- Вы говорите о конституционном решении карабахского вопроса. Но ведь и Политбюро ЦК КПСС 21 февраля 1988 года, и Президиум Верховного Совета СССР в июле того же года отменили решение облсовета НКАО, как противоречащее Конституции. Так почему же союзный Центр в лице Горбачева не проявил твердость в этом вопросе? 

- Позиция руководства СССР заключалась в недопустимости изменения границ союзных республик, а возникающие национальные вопросы решать в рамках существующих институтов и административно-территориального деления. Но в то же время необходимо было учитывать и армянское население Нагорного Карабаха, это же живые люди, не учитывать их интересы было невозможно. Однако решать все вопросы следовало демократическим, ненасильственным путем, избегая каких-либо односторонних решений. 

Михаил Горбачев обращался к интеллигенции Азербайджана и Армении, не говоря уже о руководителях республик, о недопустимости насильственных действий. Но все оказалось тщетным, конфликт оказался трудноразрешимым. 

- Почему, на Ваш взгляд, межнациональные вопросы в СССР стали актуальными именно в период перестройки? 

- С моей точки зрения, в 20-е годы при национальном размежевании внутри СССР были допущены большие ошибки. Они проявились в последующем. Возьмем, например, Абхазию, она вошла в состав СССР в качестве независимой республики, а потом была включена в состав Грузии. 

Я думаю, что неидеальным было и решение о Нагорном Карабахе. Это была мина замедленного действия. 

Если до конца 80-х годов, при существовании партийно-государственной диктатуры эти вопросы были как-то приглушены, то с началом демократических преобразований в СССР все они вылезли наружу. 

Повторю еще раз: наша позиция исходила из того, что не следует сгоряча пересматривать вопросы административно-территориального деления, тем более, под давлением толпы. Нужно было, сохраняя существующее административно-территориальное деление, путем переговоров шаг за шагом найти решение этого вопроса. К сожалению, это не удалось. 

- Как Вы считаете, почему к концу 80-х годов инициированная Горбачевым перестройка захлебнулась? 

- Тут целый комплекс причин, и внутренних, и внешних. Что касается внешних причин, то я бы отметил, что экономическое благополучие советских граждан было подвергнуто серьезному испытанию в середине 80-х годов из-за падения мировых цен на нефть в два-три раза. Это отразилось и на жизненном уровне населения, сказалось на экономических отношениях между республиками, стали возникать сепаратистские настроения. То есть, экономический фон для перестройки оказался неблагоприятным. Несмотря на то, что принимались меры для оживления экономики, тем не менее, они не дали результатов. 

Это общая причина кризиса СССР и последовавшего за ним распада. Мы также недооценили и опасность межнациональных отношений. Мы думали, что СССР – это такое прогрессивное образование, где нет места межнациональным конфликтам. В условиях демократии и свободы слова возникли два региона национальной нестабильности: Прибалтика и Закавказье. Они начали расшатывать единство страны и привели к тому, что Союз распался. 

Пути решения и этих проблем были. Надо было постепенно расширять права союзных республик, превращать его из жестко централизованного межгосударственного образования в действительный союз республик с прочными политическими и экономическими основаниями. 

Конечно же, очень серьезной причиной явились моменты, связанные с руководящей ролью партии. В условиях перестройки сохранение партийной диктатуры было невозможным, ее нужно было реформировать. Прежде всего, необходимо было реформировать саму партию. К этому приступили, но не довели дело до конца. В конечном счете, в партии после XXVIII съезда из реформаторов только один Горбачев остался в Политбюро. В партии возобладали консервативные силы, которые выступали против каких-либо демократических реформ. Эти силы и явились вдохновителями путча в августе 1991 года, который нанес сокрушительный удар по стране. 

- Вадим Андреевич, но ведь участники ГКЧП как раз наоборот, предприняли последнюю попытку спасти СССР…

- Может быть, сами члены ГКЧП так и считали, но жизнь показала обратное. Они оказались кучкой заговорщиков, их никто не поддержал. Не поддержали их ни партия, ни интеллигенция, ни армия. Опоры у них не оказалось. О чем это говорит? Это говорит о том, что их время ушло вместе с прежней системы жесткой централизации власти. 

- Но разве не Горбачев сразу же после провала ГКЧП подписал указ о роспуске КПСС? А ведь именно КПСС являлась тем фундаментом, на котором держался СССР. Убрали КПСС, и сразу же рухнул Союз... 

- Партия сама перестала существовать. КПСС не поддержала кучку заговорщиков. Партия оказалась в таком состоянии, что ее сохранение уже не имело никакого смысла. КПСС стала тормозом развития страны. 

- Сегодня исполняется 19 лет со дня подписания Беловежских соглашений, положивших юридический конец СССР. Как Вы считаете, насколько законным на тот момент было подписание Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем приговора СССР? 

- Это было абсолютно противозаконное действие. Ельцин, Кравчук и Шушкевич тогда сообразили на троих. В самый последний момент руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев отказался присоединяться к заговорщикам. 

Кстати, республики Средней Азии не поддержали Беловежские соглашения. Понадобилось 10 дней усиленного нажима на руководителей республик Средней Азии, чтобы они присоединились к Беловежскому соглашению. 

- Горбачев на тот момент все еще являлся руководителем СССР. Ему подчинялись и силовые структуры. Так почему же он ничего не предпринял ради спасения СССР? 

- Горбачев был на тот момент уже номинальным руководителем страны. После путча он уже не обладал реальной властью. Любое свое решение Горбачев должен был согласовывать с Ельциным. Он не мог применить армию, так как Ельцин заручился поддержкой министра обороны Шапошникова. 

- В заключение хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, является ли Горбачев могильщиком СССР или же его распад был предопределен? 

- Горбачева никак нельзя винить в развале СССР, он с самого начала вел борьбу за сохранение единой страны. Он выступал за обновление СССР, поскольку без обновления сохранить его было невозможно. Он противостоял центробежным процессам, которые шли со стороны РСФСР во главе с Ельциным. До поры, до времени, Украина также выступала за сохранение Союза, но в 1991 года внезапно поменяла свою позицию.

Бахрам Батыев
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий