«До сих пор не могу понять, почему азербайджанцы позволили этим вонючим армянам так поступить с собой?»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с генерал-лейтенантом в отставке, бывшим командующим Войсками противовоздушной обороны южного стратегического направления Министерства обороны СССР Петром Поляхом, проживающим ныне в Украине.
- Петр Петрович, в ноябре 1988 года, когда маховик Карабахского конфликта только начинал раскручиваться, вы были назначены военным комендантом Кировабада (ныне Гянджа – прим. авт.). Какая ситуация была на тот момент в городе?
- Ситуация была очень сложной в связи с событиями в Нагорно-Карабахской области Азербайджанской ССР. В городе было введено особое положение и комендантский час. Я поселился в кабинете командира дивизии, расквартированной в Кировабаде. Город сильно волновался тогда, даже было подожжено трехэтажное здание горкома партии, на площади города постоянно протестовали люди. Но комендантом Кировабада я пробыл всего несколько дней. Затем эту должность занял другой генерал и я был переведен в Баку.
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с генерал-лейтенантом в отставке, бывшим командующим Войсками противовоздушной обороны южного стратегического направления Министерства обороны СССР Петром Поляхом, проживающим ныне в Украине.
- Петр Петрович, в ноябре 1988 года, когда маховик Карабахского конфликта только начинал раскручиваться, вы были назначены военным комендантом Кировабада (ныне Гянджа – прим. авт.). Какая ситуация была на тот момент в городе?
- Ситуация была очень сложной в связи с событиями в Нагорно-Карабахской области Азербайджанской ССР. В городе было введено особое положение и комендантский час. Я поселился в кабинете командира дивизии, расквартированной в Кировабаде. Город сильно волновался тогда, даже было подожжено трехэтажное здание горкома партии, на площади города постоянно протестовали люди. Но комендантом Кировабада я пробыл всего несколько дней. Затем эту должность занял другой генерал и я был переведен в Баку.
- Мы знаем, что вы были руководителем группы по оказанию помощи армянам и азербайджанцам в переселении…
- Да, я был ответственным за переселение азербайджанцев. Сразу вам скажу, что я был просто поражен видом азербайджанцев, изгоняемых с Армении. Армяне жгли и грабили мирные азербайджанские села, расположенные на территории Армении. Советская армия делала все возможное, чтобы спасти азербайджанцев в Армении. Мы прилетали в эти села, брали их в кольцо, чтобы армяне не совершали на них набеги, а затем вывозили азербайджанцев в Азербайджан. В основном, мы вывозили их в город Газах. Простите за откровенность, но я до сих пор не могу понять, почему азербайджанцы, такой добрый и гостеприимный народ, позволили этим вонючим армянам так поступить с собой? Мы передавали беженцев республиканским властям. Что было потом с ними, куда они перемещались, мне уже неизвестно.
- После землетрясения в армянских городах Спитак и Ленинакан в декабре 1988 года Азербайджан, несмотря на депортацию азербайджанцев с Армении, проявил интернациональный долг и послал самолет с гуманитарной помощью и добровольцами в зону стихийного бедствия. Однако самолет при подлете к Ленинакану потерпел катастрофу. Вы знали что-либо об обстоятельствах той трагедии?
- По долгу службы я некоторое время занимался расследованием той катастрофы Ил-76. Главнокомандующий войсками Южного направления Михаил Зайцев командировал меня в Ленинакан с целью расследования авиакатастрофы. Скажу вам, что Азербайджан, несмотря на конфликт с армянами, решил помочь своим соседям. Была собрана рота полка Гражданской обороны. В самолет погрузили два «Камаза» с матрасами, одеялами, медикаментами. Вообще же, считаю отправку Азербайджаном самолета в Армению ошибкой. Ведь рота полка Гражданской обороны состояла в основном из азербайджанцев, неизвестно, что бы с ними могли сделать армяне.
- Что показало расследование авиакатастрофы? Был ли самолет сбит над территорией Армении или же это был несчастный случай?
- Самолет не был сбит, это точно. Виной всему был человеческий фактор, ошибка пилота. Самолет был послан по приказу Зайцева для оказания помощи в ликвидации последствий землетрясения в Ленинакане. Экипаж самолета был московский, не знакомый с местностью, не подготовленный к полету. В результате самолет врезался в гору, так как
превышение аэродрома Ленинакана над Баку составляло 600 метров.
Погиб экипаж из 9 человек и 69 пассажиров. Выжил только один солдатик, который повредил себе позвоночник. Парень получил инвалидность. Я встречался с ним впоследствии в Баку.
- Товарищ генерал, вы были в разгар Карабахского конфликта в самой гуще событий. Как вы считаете, можно ли было тогда, в 1988-1989 годах, остановить конфликт между азербайджанцами и армянами?
- Армяне поставили перед собой цель – оторвать лакомый кусочек территории Азербайджана под названием Нагорный Карабах. Я не вижу, каким способом Азербайджан мог бы предотвратить это, тем более, что армяне заранее готовились к этому, опирались на поддержку своего лобби и поддержку Москвы. Я не думаю, что в таких условиях Азербайджан смог бы помешать замыслам армян.
- Да, я был ответственным за переселение азербайджанцев. Сразу вам скажу, что я был просто поражен видом азербайджанцев, изгоняемых с Армении. Армяне жгли и грабили мирные азербайджанские села, расположенные на территории Армении. Советская армия делала все возможное, чтобы спасти азербайджанцев в Армении. Мы прилетали в эти села, брали их в кольцо, чтобы армяне не совершали на них набеги, а затем вывозили азербайджанцев в Азербайджан. В основном, мы вывозили их в город Газах. Простите за откровенность, но я до сих пор не могу понять, почему азербайджанцы, такой добрый и гостеприимный народ, позволили этим вонючим армянам так поступить с собой? Мы передавали беженцев республиканским властям. Что было потом с ними, куда они перемещались, мне уже неизвестно.
- После землетрясения в армянских городах Спитак и Ленинакан в декабре 1988 года Азербайджан, несмотря на депортацию азербайджанцев с Армении, проявил интернациональный долг и послал самолет с гуманитарной помощью и добровольцами в зону стихийного бедствия. Однако самолет при подлете к Ленинакану потерпел катастрофу. Вы знали что-либо об обстоятельствах той трагедии?
- По долгу службы я некоторое время занимался расследованием той катастрофы Ил-76. Главнокомандующий войсками Южного направления Михаил Зайцев командировал меня в Ленинакан с целью расследования авиакатастрофы. Скажу вам, что Азербайджан, несмотря на конфликт с армянами, решил помочь своим соседям. Была собрана рота полка Гражданской обороны. В самолет погрузили два «Камаза» с матрасами, одеялами, медикаментами. Вообще же, считаю отправку Азербайджаном самолета в Армению ошибкой. Ведь рота полка Гражданской обороны состояла в основном из азербайджанцев, неизвестно, что бы с ними могли сделать армяне.
- Что показало расследование авиакатастрофы? Был ли самолет сбит над территорией Армении или же это был несчастный случай?
- Самолет не был сбит, это точно. Виной всему был человеческий фактор, ошибка пилота. Самолет был послан по приказу Зайцева для оказания помощи в ликвидации последствий землетрясения в Ленинакане. Экипаж самолета был московский, не знакомый с местностью, не подготовленный к полету. В результате самолет врезался в гору, так как
превышение аэродрома Ленинакана над Баку составляло 600 метров.
Погиб экипаж из 9 человек и 69 пассажиров. Выжил только один солдатик, который повредил себе позвоночник. Парень получил инвалидность. Я встречался с ним впоследствии в Баку.
- Товарищ генерал, вы были в разгар Карабахского конфликта в самой гуще событий. Как вы считаете, можно ли было тогда, в 1988-1989 годах, остановить конфликт между азербайджанцами и армянами?
- Армяне поставили перед собой цель – оторвать лакомый кусочек территории Азербайджана под названием Нагорный Карабах. Я не вижу, каким способом Азербайджан мог бы предотвратить это, тем более, что армяне заранее готовились к этому, опирались на поддержку своего лобби и поддержку Москвы. Я не думаю, что в таких условиях Азербайджан смог бы помешать замыслам армян.
Бахрам Батыев
Комментариев нет:
Отправить комментарий